Комикс неполноценности

«Как я ошибся, как наказан!», – писал поздно спохватившийся Онегин Татьяне. Два кита мирового кинематографа – Мартин Скорсезе и Френсис Форд Коппола, конечно, не ошиблись, синхронно заявив миру, что продукция Marvel Studios – это не кино. Коппола добавил, что «Мартин еще мягко выразился» и назвал супергеройские киносаги «омерзительными». Но оба так же припозднились с оценками, как Евгений, безвозвратно потерявший Татьяну. Создатели «Крестного отца» и «Таксиста», «Апокалипсиса сегодня» и «Славных парней», а следом за ними все, кто искренне недоумевает, как можно смотреть очередное продолжение «Человека-паука», сражающегося с Элементалями, словно провели десять лет в летаргическом сне. Киты проснулись в другом Голливуде, а остальные – просто в другом мире. Мир этот называется «вселенная Marvel». И я в том числе пребывала в заблуждении, полагая, что декоративные персонажи с накладными бицепсами, извергающие из глаз смертоносные лучи и обменивающиеся шутками на уровне «Дома2», способны заворожить только моего четырехлетнего внука. 23-й по счету шедевр новой кинематографической вселенной срубил в прокате более 1,1 млрд долларов, стал самым кассовым фильмом о Человеке-пауке и первым повествованием об этом шустром ползуне по стенам, на сей раз удалившемся от дома, который преодолел миллиардный рубеж сборов. Нет, мой внук точно не мог принести столько денег в кассу!

Для того чтобы понять, как произошла подмена «важнейшего из искусств» тупой и красивой картинкой, а великие актеры превратились в дегенератов со «сверхспособностями», надо отмотать 125 лет. В 1896-м г. в газете «Нью-Йорк Уорлд», принадлежавшей Джозефу Пулитцеру, о премии имени которого мечтают американские журналисты, появился художник-график по фамилии Аутколт. Он предложил боссу вместо слишком длинных, по его мнению, воскресных рассказов печатать истории в картинках с минимумом текста. Так родился Желтый малыш Мики Дьюган, лысый уродец в мешковатой рубахе и с торчащими зубами, неунывающий обитатель городского дна, инфицированный Великой Американской Мечтой. Так появился – и превратился в гигантскую индустрию – жанр комикса. Со времен Аутколта бильд-редакторы всего мира свято уверены, что текст – не более чем элемент дизайна. Журналист Эрвин Уордмэн назвал издания с картинками «желтой прессой». Конкурент Пулитцера Херст присвоил это ноу-хау и выдал манифест: «Читатель интересуется прежде всего событиями, которые содержат элементы его собственной примитивной природы. Таковыми являются самосохранение, любовь, размножение и тщеславие». Но Херст был по-своему честен. Теперь всякий, кто отучает человечество от очередной фундаментальной ценности, утверждает устами своих проплаченных адептов прямо противоположное. То и дело мы слышим – и начинаем потихоньку верить, что так оно и есть: «Роулинг вернула подростков к чтению!» (может, лучше бы не возвращала?) или: «Фильмы Marvel учат добру!» (ага, тому самому – «с кулаками!) и т.д.

Во главу угла американской массовой культуры изначально положено не слово, а оформление, визуал, картинка. Империя комиксов додумалась сделать картинку движущейся после триумфального шествия великого фильма «Унесенные ветром». В середине 40-х со страниц комиксов сошли на экраны первые киноандроиды – Капитан Америка, Бэтмен и Супермен. Начало эры супергероев положил Тим Бертон «Бэтменом» 89-го года, закрепив 400-миллионный прокат сагой «Люди Икс».

Но это были цветочки! Marvel, просчитав маркетинговые ходы, безошибочно подсадил картиночное, клиповое, визуальное, первое тотально не читающее поколение на. линейку кроссоверов – смешанных сюжетов, где герои пересекаются или «случайно» встречаются в разных сценариях, зритель знает их предысторию и обречен лицезреть все новые и новые модификации «лучей из глаз». Поколение Z, родившееся после 1995 г., плавно подвели к расчеловечиванию идеологи поколения Next, внедрившие постмодернистский тип поведения, концепцию «модальной личности», «людей нового тысячелетия». Литературу списали в утиль, а в кино понадобились супергерои – уже даже отдаленно не напоминающие людей сущности, «создающие вихри». Обычные эмоции больше «не цепляют». В финале из глаз не льются очистительные слезы, но сыплются искры, как от хорошего удара по голове. Конвейерные ловушки Marvel доделывают начатое 20 лет назад. Мутанты, мечущиеся на сверхзвуковых скоростях, фотонными залпами расшибают остатки представлений о «разумном, добром, вечном», которое кинематограф прошлого унаследовал от литературы. Самые страшные видения героев «Соляриса» стали суперкассовой продукцией. Смерти нет – все воскреснут в следующей серии. Приковылял «плохой», надавал по мордасам кому ни попадя, но прилетели «хорошие» со спецэффектами – и погнали злодея. Культ насилия эпохи блокбастеров кажется мультяшной прогулкой по лужайке. Надоела жвачка? Снабдим ее цветомузыкой. В набор триллерных штампов подпустим политкорректное замечание, что «кто-то кое-где у нас порой» посягает на основы демократии. Диалоги олигофренов сдобрим легкой многозначительностью. Главное – правильно обозначить точку входа в процедуру и задраить выходы обратно. На этих нехитрых манипуляциях и держатся миллиарды Marvel, компании, которая в 2008 г. находилась на грани банкротства, но, в отличие от Евгения Онегина, спохватилась вовремя.

Нет, это еще не конец фильма. Комиксы Marvel ждет жестокое поражение! Росомаха будет ползать в пыли о просить пощады! Герой мультсериала Shezow — «СуперЗоя» — студии Kickstart Productions, двенадцатилетний Гай, супергеройские данные получает в образе девочки – в противоположном случае магическое кольцо в борьбе не действует и мегазлодеи торжествуют. Без трансгендерной фишки как-то уже скучно и несмотрибельно! «Зои» по-гречески значит «жизнь». От «жизненности», грандиозной иллюзии правдоподобия, кинематограф наконец свободен.

Скорсезе и Коппола тяжело вздыхают.

Марина Кудимова

https://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/293326-komiks-nepolnotsennosti/

Марина Кудимова

Родилась в Тамбове.Начала печататься в 1969 году в тамбовской газете «Комсомольское знамя». В 1973 году окончила Тамбовский педагогический институт (ТГУ им. Г. Р. Державина).
Открыл Кудимову как талантливую поэтессу Евгений Евтушенко.
Книги Кудимовой: «Перечень причин» вышла в 1982 году, за ней последовали «Чуть что» (1987), «Область» (1989), «Арысь-поле» (1990).
В 90-е годы прошлого века Марина Кудимова публиковала стихи практически во всех выходящих журналах и альманахах. Переводила поэтов Грузии и народов России. Произведения Марины Кудимовой переведены на английский, грузинский, датский языки. C 2001 на протяжении многих лет Марина Кудимова была председателем жюри проекта «Илья-премия». Премия названа в память девятнадцатилетнего поэта и философа Ильи Тюрина. В рамках этого проекта Кудимова «открыла» российским читателям таких поэтов, как Анна Павловская из Минска, Екатерина Цыпаева из Алатыря (Чувашия), Павел Чечёткин из Перми, Вячеслав Тюрин из бамовского поселка в Иркутской области, Иван Клиновой из Красноярска и др.
Собрала больше миллиона подписей в защиту величайшего из русских святых — преподобного Сергия Радонежского, и город с 600-летней историей снова стал Сергиевым Посадом.
Лауреат премии им. Маяковского (1982), премии журнала «Новый мир» (2000). За интеллектуальную эссеистику, посвящённую острым литературно-эстетическим и социальным проблемам, Марина Кудимова по итогам 2010 удостоена премии имени Антона Дельвига.
В 2011 году, после более чем двадцатилетнего перерыва, Марина Кудимова выпустила книгу стихотворений «Черёд» и книгу малых поэм «Целый Божий день».
Стихи Кудимовой включены практически во все российские и зарубежные антологии русской поэзии ХХ века
Марина Кудимова

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *